Два Эйзенштейна

Два ЭйзенштейнаС самого раннего утра по улице Альберта в тихом центре бродят люди и, задрав головы, разглядывают стоящие в ряд дома. А посмотреть есть на что - с роскошных фасадов на прохожих с высоты глядят стилизованные животные, птицы, растения, мифические персонажи, за сто с лишним лет ставшие одной из самых узнаваемых черт Риги. У одного из зданий возлежит единственный в Риге сфинкс. Этим великолепием Рига обязана страстному поборнику декоративного югендстиля, прозванному при жизни "сумасшедшим кондитером", инженеру-архитектору Михаилу Эйзенштейну (1867 - 1921).

Сложная личность - трудолюбивый и педантичный тиран, боготворивший детали. Подход к делу унаследовал и сын архитектора, реформатор мирового кино Сергей Эйзенштейн (1898 - 1948), снявший лучший фильм всех времен и народов "Броненосец Потемкин". Личность классика формировалась в Риге - в ту пору многонациональном городе Российской империи. Здесь усердный ребенок запоем читал на немецком, русском и французском, рисовал и пытался постичь мир. Здесь он учился - в расположенном в паре сотен метров отсюда Рижском реальном училище (нынешняя 2-я средняя школа). Рижанин на все времена. В 1915 году Сергей уехал в Петербург изучать архитектуру, однако судьбой ему было уготовано стать реформатором киноискусства.

В отношениях двух Эйзенштейнов как в зеркале отразился классический конфликт отцов и детей. Сын высмеивал отцовский педантизм, излишества в архитектуре и так и не смог простить одиночества детских лет (его родители развелись, что нетипично для того времени). Отец, в свою очередь, не разделял восторгов сына по поводу революции. Сегодня об этом напоминает лишь неброская плита на доме номер 6 по улице Валдемара, надпись на которой гласит "С 1889 по 1915 год в этом доме жил советский кинорежиссер Сергей Эйзенштейн".

Ярчайшими образцами архитектуры Михаила Эйзенштейна считаются дома по ул. Элизабетес 10b и Альберта 4, 6, 8 и 13.

Вернуться назад